Риски и неопределенность. Стратегия и риски компании.

Понятия «риск» и «неопределенность» очень близки и даже часто используются как синонимы. Действительно, оба термина применяются для обозначения отсутствия или недостатка определенности, т.е. ясности и/или уверенности в исходе того или иного события.

С  точки зрения рыночной экономики разделяют 3 ситуации:

  1. Полная неопределенность.

Неопределенность – это неясная, точно неизвестная  обстановка, неполнота или неточность информации, которая обусловливает непредсказуемость конечных результатов деятельности.

  1. Частичная неопределенность.
  2. Ситуация риска (рискованная ситуация)  есть определенное количество исходов и известны вероятности их проявления.

Причины неопределенности:

  1. Неполнота и недостаточность информации  об окружающей среде – нестабильность среды.
  2. Отграничение лица, принимающего  решения, связанное с  особенностями обработки и восприятием информации.
  3. Случайность воздействия неблагоприятных факторов на деятельность компании.
  4. Противодействие участников рынка, связанных с деятельностью  конкурентов  и иных участников.

Неопределенность может носить объективный и субъективный характер.

Оценить уровень неопределенности невозможно.

Стратегия развития определяет все стороны функционирования соответствующей фирмы, задавая ее цели и методы их достижения в долгосрочной перспективе. Поэтому стратегия развития фирмы и ее положение на рынке задают особенности системы управления рисками. Так, если фирма сориентирована на завоевание рынка, то в качестве основного варианта управления рисками она может предпочесть удержание у себя всех или большей части рисков. Если же фирма сориентирована на поддержание положительного имиджа, сложившегося на рынке, и сохранение своей финансовой устойчивости, то вариантом управления рисками может быть передача крупных рисков во внешнюю среду.

Основные варианты управления риском на уровне фирмы:

  1. осторожный;
  2. взвешенный;
  3. рискованный.

Выбор соответствующего варианта будет определяется стратегией фирмы. Так, если фирма ориентируется на завоевание рынка, она предпочтет рискованный или взвешенный вариант управления риском. Если же фирма ориентируется на сохранение ее сложившегося положения на рынке и на обеспечение своей финансовой устойчивости, то ее выбор будет в пользу взвешенного или осторожного варианта.

Осторожный вариант управления рисками избирается фирмой в том случае, если ее руководство предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли, появления и/или увеличения дополнительных расходов.