Оптовые ярмарки, виды и условия их проведения, организаторы и участники ярмарок. Виды заключаемых сделок

Одной из эффективных форм оптовых закупок товаров является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках. Их прогрессивность заключается в том, что оптовым покупателям предоставляется возможность свободно закупать товары, ознакомившись с реальными образцами товаров, предлагаемых поставщиками, получить при этом необходимую коммерческую информацию, оперативно оформить сделки договорами. Ярмарочная форма оптовых закупок товаров позволяет укрепить деловые контакты между оптовыми покупателями и поставщиками, оперативно довести  до изготовителей информацию о конъюнктуре рынка. При этом усиливается воздействие покупателей на поставщиков по вопросам выпуска высококачественных, конкурентоспособных товаров, появляется возможность более гибкого и своевременного реагирования на изменение спроса потребителей.

В зависимости от продолжительности функционирования ярмарки могут быть постоянно действующими и эпизодически проводимыми торгами. Эпизодически проводимые ярмарки могут проводиться с различной периодичностью (один или два раза в год и т.д.).

По масштабу деятельности оптовые ярмарки делятся на международные, общегосударственные и региональные.  Участниками международных оптовых ярмарок могут выступать зарубежные компании и фирмы. В оптовых ярмарках общегосударственного (федерального) значения участвуют отечественные товаропроизводители, а также другие оптовые продавцы и покупатели товаров. На них представляются товары, вырабатываемые в различных районах страны. На региональных ярмарках, имеющих местное значение, совершаются сделки по купле-продаже товаров, вырабатываемых местными товаропроизводителями.

Руководит работой оптовой ярмарки ярмарочный комитет. Он создает рабочие органы ярмарки (дирекцию и др.), которые организуют надлежащее функционирование ярмарки, создают условия для оперативного совершения сделок по купле-продаже товаров.

Всё более широкое распространение получает выставочно-ярмарочная деятельность, результатом которой является проведение международных, национальных, межрегиональных и региональных торгово-промышленных выставок и выставок-ярмарок, проводимых на территории крупных городов.

В качестве организаторов выставок-ярмарок могут выступать государственные и общественные организации, а также предприятия любых форм собственности. Основными формами выставочно-ярмарочной деятельности являются: крупные международные выставки, влияющие на развитие той или иной отрасли промышленности, науки и сегмента рынка, международные, межрегиональные и городские специализированные выставки-ярмарки, специализированные выставки-салоны, национальные и региональные выставки.

Оптовые продовольственные рынки место купли-продажи конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия оптовыми и розничными торговыми предприятиями и частными лицами. В ряде развитых рыночных стран важную роль играют оптовые рынки, занимающие серединное положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевой биржей. Однако в отличие от двух последних оптовый продовольственный рынок располагает собственным складским хозяйством. Разновидностью оптового рынка являются мелкооптовые магазины-склады, ориентированные преимущественно на мелких покупателей розничных торговцев. Мелкооптовые магазины-склады получили за рубежом широкое распространение и называются «кеш анд керри».