Определение объёмов закупок и продаж товаров: методы, их сущность и прогнозирование

Концепция оптимального объема закупок базируется на минимизации издержек, возникающих в процессе заказов и закупок. При этом она охватывает издержки как непосредственно процесса закупок, так и издержки, связанные с поступлением товара на склад.

Рациональная политика закупок предполагает, что на предприятии должна быть определена достоверная потребность в сырье и материалах для выпуска запланированного объема производства. Если потребности известны, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Должно ли все необходимое сырье заказываться в начале периода?
  • Если нет, то когда (с разбивкой по периодам) и в каких объемах?

В основе расчета экономически оптимального размера закупок лежат два фактора:

  • Заготовительные расходы
  • Складские расходы и процентные издержки

Чем больше объем закупок, тем дольше он находится на складе, и тем выше будут складские и процентные издержки на единицу продукции. Таким образом, возникают противоположные тенденции издержек. С одной стороны, чем больше объем закупок, тем меньше заготовительные расходы в расчете на единицу продукции и чем больше объем

Методы закупки:

  • закупки товара большими партиями;
  • регулярные закупки мелкими партиями;
  • закупки по котировочным ведомостям (дешевые товары);
  • получение товара по мере необходимости.

Выбор метода закупки определяется: сложностью и характеристиками закупаемых материалов, уровнем развития закупочной деятельности, устойчивостью связей м/у поставщиком и покупателем, финансовым положением партнеров.

Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:

  • методы экспертных оценок;
  • методы анализа и прогнозирования временных рядов;
  • казуальные (причинно-следственные) методы (попытка найти факторы, определяющие поведение прогнозируемого показателя).