Картографирование рисков фирмы

Картографирование рисков —  это систематичное представление  опасностей, с которыми фирма сталкивается  в результате проведения каких- либо действий, а также воздействия внешнего окружения и финансовые отношения.

Цель картографирования – идентификация риска (вид, частота и сила воздействия).

Принципы построения карты риска:

  1. для этой процедуры привлекаются внешние эксперты;
  2. картографирование рисков проводиться на основе составления вопросника – это основной перечень ситуаций риска, с которым может столкнуться организация.

Вопросник:

  • Описательный: подробное указаны все элементы внешней и внутренней среды с основными характеристиками.
  • Точечный: перечень вопросов, на которые эксперт должен ответить утвердительно или отрицательно.

Все вопросники составляются на основании предыдущего опыта их авторов.

Недостатки вопросников:

  • Ни один вопросник не способен отразить все связи организации;
  • Либо чрезмерное дробление риска, либо чрезмерное обобщение;
  • Трудно заполнять и обобщать вопросник.

Карты риска независимо от формы и содержания должны описывать  один и тот же рисковый профиль. По форме и содержанию выделяют карты:

  • Географический план;
  • Карта-схема технологического процесса.

По каждому виду риска  определяются показатели:

  • источник, вызывающий риск;
  • сфера проявления риска;
  • масштаб и сила воздействия.

Основные виды карт рисков:

  1. Карта географических признаков – составляется в том случае, если организация только начинает свою деятельность и выбирает месторасположение; или расширяется;
  2. Карты рабочих помещений (например, карта пожарной безопасности);
  3. Карта поставщиков – имеет вид таблицы, в которой указывается наименование поставщика, объемы и виды работ и услуг, его репутация по 5-ти бальной шкале;
  4. Карта потребителей – таблица строится по такому же принципу, что и карта поставщиков, только по системе сбыта;
  5. Карта персонала;
  6. Карта конкурента – имеет вид таблицы, в которой рассматриваются  угрозы со стороны конкурентов;
  7. «Оргструктура» — имеет вид схемы, на которой отмечены все подразделения организации и степень  их риска. Самые рисковые: отделы сбыта, закупки и финансовый отдел (мертвые точки);
  8. 8.       Карта проекта;
  9. Карта сегментации рынка – собирается вся маркетинговая информация о сегменте рынка;
  10. Карта финансовых инструментов – указываются все финансовые инструменты организации и степень их риска;
  11. Карта внешнего окруженияоценка всех рисков внешней среды.

Завершением процедуры картографирования является составление сводной таблицы рисков фирмы.