Картографирование рисков фирмы
Картографирование рисков — это систематичное представление опасностей, с которыми фирма сталкивается в результате проведения каких- либо действий, а также воздействия внешнего окружения и финансовые отношения.
Цель картографирования – идентификация риска (вид, частота и сила воздействия).
Принципы построения карты риска:
- для этой процедуры привлекаются внешние эксперты;
- картографирование рисков проводиться на основе составления вопросника – это основной перечень ситуаций риска, с которым может столкнуться организация.
Вопросник:
- Описательный: подробное указаны все элементы внешней и внутренней среды с основными характеристиками.
- Точечный: перечень вопросов, на которые эксперт должен ответить утвердительно или отрицательно.
Все вопросники составляются на основании предыдущего опыта их авторов.
Недостатки вопросников:
- Ни один вопросник не способен отразить все связи организации;
- Либо чрезмерное дробление риска, либо чрезмерное обобщение;
- Трудно заполнять и обобщать вопросник.
Карты риска независимо от формы и содержания должны описывать один и тот же рисковый профиль. По форме и содержанию выделяют карты:
- Географический план;
- Карта-схема технологического процесса.
По каждому виду риска определяются показатели:
- источник, вызывающий риск;
- сфера проявления риска;
- масштаб и сила воздействия.
Основные виды карт рисков:
- Карта географических признаков – составляется в том случае, если организация только начинает свою деятельность и выбирает месторасположение; или расширяется;
- Карты рабочих помещений (например, карта пожарной безопасности);
- Карта поставщиков – имеет вид таблицы, в которой указывается наименование поставщика, объемы и виды работ и услуг, его репутация по 5-ти бальной шкале;
- Карта потребителей – таблица строится по такому же принципу, что и карта поставщиков, только по системе сбыта;
- Карта персонала;
- Карта конкурента – имеет вид таблицы, в которой рассматриваются угрозы со стороны конкурентов;
- «Оргструктура» — имеет вид схемы, на которой отмечены все подразделения организации и степень их риска. Самые рисковые: отделы сбыта, закупки и финансовый отдел (мертвые точки);
- 8. Карта проекта;
- Карта сегментации рынка – собирается вся маркетинговая информация о сегменте рынка;
- Карта финансовых инструментов – указываются все финансовые инструменты организации и степень их риска;
- Карта внешнего окружения – оценка всех рисков внешней среды.
Завершением процедуры картографирования является составление сводной таблицы рисков фирмы.