Аудит

Закон «Об аудиторской деятельности» № 119 ФЗ от 07.08.01г.

Закон «О лицензии отдельных видов деятельности» №128 ФЗ  от08.08.01г.

С 2004г. работает департамент регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, БУ и отчетности в Министерстве финансов РФ.

Вышло постановление правительства РФ №696 от 23.09.02г., которое называется «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», действует и опубликован 31 стандарт по аудиту.

Аудит – процесс получения и оценки данных о состоянии работы того или иного хозяйствующего субъекта и сопоставление полученных результатов с  предоставленными бухгалтерией.

В РФ существует 5  уровней регулирования аудиторской деятельности:

  1. закон об аудите;
  2. распоряжение  и указы президента и постановления правительства;
  3. федеральные правила, стандарты по аудиту;
  4. нормативные акты министерств и ведомств по вопросам аудита;
  5. внутрифирменные правила, стандарты, разработанные и утвержденные  и утвержденные самими аудиторскими органами.

Аудиторская деятельность – одна из  разновидностей  систем контроля:

  1. государственный контроль – осуществляется органами государственной власти – Счетная палата;
  2. ведомственный – осуществляется министерствами и ведомствами;
  3. вневедомственный контроль – осуществляется ФНС, таможенной и др. службой;
  4. внутрихозяйственный контроль – проверки проводятся штатными специалистами самой организации.

Контроль:

  1. предварительный;
  2. текущий;
  3. последующий.

Проверки:

  1. документальный;
  2. фактический.

Виды аудиторской деятельности

Проведение аудиторских проверок и оказание сопутствующих аудиту услуг.

Аудит – предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимой проверки ведения БУ и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц), а также оказание сопутствующих аудиту услуг.

Цель аудита —  выражение мнения о степени достоверности, представленной на проверку  бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая (степень достоверности) позволяет пользователю на основании этих данных делать правильные выводы и принимать правильные решения.

Аудит необходим для:

  • партнеров;
  • государства;
  • акционеров.

Аудитор – физическое лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат аудитора, который имеет право заниматься аудитом в штате аудиторской организации или работать самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудируемое лицо – хозяйствующий субъект, т.е.  лицо, которому оказываются аудиторские услуги.

Аудиторские организации – это коммерческие организации, осуществляющие аудиторскую деятельность или оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Они создаются в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества.

УК аудиторской фирмы не может быть меньше 100 МРОТ (100руб.), сейчас – 2300руб.

В штате должно быть не меньше  5 штатных аудиторов с действующими квалификационными аттестатами. 50% штата должны составлять граждане РФ, а если руководитель фирмы  — иностранное лицо, то 75% должны составлять граждане РФ.

Все аудиторские  организации и частные аудиторы обязаны ежегодно представлять в Минфин РФ отчет об аудиторской деятельности по форме№2 –Аудит, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с приказом Минфина РФ №38н от 29.04.02г.  могут создаваться аккредитованные профессиональные аудиторские объединения (АПАО),  членами которых могут быть не менее 1000 аттестованных аудиторов или не менее 100 аудиторских организаций, выполняющих уставные требования АПАО.

АПАО

  • Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР);
  • Аудиторская палата России (АПР);
  • Московская аудиторская палата (МоАП);
  • Российская Коллегия Аудиторов (РКА);
  • Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР);

Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, является свидетельство об аккредитации Минфина РФ, которое выдается на 3 года и может продлеваться.

АПАО имеет право:

  1. участвовать в аттестации на проведение аудита;
  2. разрабатывать учебные программы;
  3. осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
  4. самостоятельно проводить проверку качества работ аудиторов и аудиторских фирм;
  5. защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти, в судах и других  организациях;
  6. разрабатывать и издавать литературу по аудиту;
  7. ходатайствовать перед Минфином РФ  о выдачи аттестатов, о приостановлении действия  или аннулирования  лицензий или аттестатов на аудит;
  8. имеют право участвовать в работе совета по аудиторской деятельности  при Минфине РФ, который создан в 2005 году. В него входят  54 человека – представители государственной власти,  ректоры вузов.

АПАО обязаны  ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Минфин РФ отчет о  своей работе по уставной форме.

Направления аудита

  1. общий;
  2. биржевых и инвестиционных институтов, внебюджетных фондов;
  3. страховых организаций, обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
  4. кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов)  — банковский аудит.

 Сопутствующие аудиту услуги

  1. услуги действия – создание документов, состав которых установлен в договоре с аудируемым лицом, ранее им не созданным;
  2. услуги контроля – проводится проверка документов на предмет их соответствия определенным критериям, согласованным в  договоре на оказание аудиторских услуг;
  3. информационные услуги – услуги по подготовке письменных и  устных консультаций, методических указаний и т.д.

В соответствии с закон об аудите сопутствующими услугами могут быть:

  1. постановка, восстановление и ведение БУ; составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; составление деклараций о доходах и расходах, налоговых деклараций;
  2. бухгалтерское, налоговое, правовое, экономическое, финансовое управленческое консультирование;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  4. представительство в судах, налоговых, таможенных и иных органах по различным спорам;
  5. автоматизация БУ и внедрение  информационных технологий;
  6. Оценка активов и пассивов экономического субъекта;
  7. Оценка стоимости имущества, предпринимательских рисков;
  8. Проведение маркетинговых исследований;
  9. разработка и анализ инвестиционных проектов составление бизнес-планов;
  10. обучение специалистов в области бухгалтерии и аудита;
  11. проведение научно-исследовательских работ и внедрение их в области аудита.

В соответствии со стандартами об аудите, сопутствующие услуги могут быть:

  1. обзорные – включают в себя запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, за которые отвечает аудироемое лицо, и предназначеные для использования предполагаемыми пользователями;
  2. согласованные процедуры – когда нанимается аудитор для проведения проверки по определенным вопросам, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьей стороной (когда элитная организация  проверяет надежность заемщика);
  3. компиляция финансовой отчетности (подготовка) информации, при которой аудитор нанимается  для использования специальных знаний по БУ с целью сбора, классификации и обобщении финансовой информации, когда подобные  сводятся удобную и понятную форму, при этом пользователи компилированной информации  получают преимущества, т.к. услуги предоставляются профессионально, компетентно и добросовестно.

Аудит может быть:

  1. инициативным —  проводится по решению аудируемого лица по каким-либо возникшим причинам (смена руководства, бухгалтера, акционеры — дивиденды);
  2. обязательным – проводится в соответствии с законом об аудите по критериям. Это  ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения БУ и составления финансовой  (бухгалтерской) отчетности  организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

а)       организация — ОАО;

б)       организация является:

  • кредитной организацией,
  • страховой организацией;
  • товарной или фондовой биржей;
  • инвестиционным фондом;
  • государственным внебюджетным фондом;
  • фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

в)       финансовые показатели деятельности организации или индивидуального предпринимателя составляют:

  • объем выручки от реализации за год превышает 500 тыс. МРОТ (50млн.);
  • сумма активов баланса превышает 200 тыс. МРОТ  (20млн.).

При проведении обязательного аудита в организациях, в УК которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса с участием Минфина РФ в соответствии с установленным порядком (постановление Правительства РФ).

При проведении обязательного аудита в организациях, в документации которых содержится государственная тайна, аудит может проводиться аудиторскими организациями, в УК которых отсутствует доля иностранного капитала, и аудиторы которых имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Ограничение деятельности аудитора и аудиторских организаций

  1. аудиторам и аудиторским организациям запрещено заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью кроме  аудиторской и связанной с ней деятельностью;
  2. аудиторы не вправе передавать полученные в процессе аудита сведения 3-м лицам для использования их в предпринимательских целях, т.е. они должны соблюдать аудиторскую тайну;
  3. аудит не может проводиться аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами или иными должностными лицами либо состоящими с указанными лицами в близком родстве;
  4. аудит не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении предпринимателей, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, а также дочерними представителями или имеющих в своем каптале долю этих аудиторских фирм;
  5. аудит не может проводиться аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данной организации услуги по восстановлению и ведению БУ и составлению отчетности в течение 3-х лет.
  1. Права, обязанности и ответственность аудируемых лиц и аудиторов при проведении аудита
  2. Аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской  деятельности.
  3. Порядок получения лицензии на аудит
  4. Основания и порядок аннулирования квалификационных аттестатов и лицензий на аудит
  5. Этика аудиторов
  6. Международные стандарты по аудиту
  7. Российские правила стандартов по аудиту (РСА)
  8. Организация, подготовка и составление основных документов при аудите
  9. Планирование аудита и составление программы по аудиту
  10. Форма и содержание договора на оказание аудиторских услуг
  11. Аудиторские риски и уровень существенности в аудите
  12. Аудиторская выборка и аудиторские доказательства
  13. Аналитические процедуры
  14. Аффилированные лица
  15. Аудиторские заключения
  16. Аудит постановки и  ведения БУ
  17. Аудит учетной политики
  18. Аудит учредительных документов и уставного капитала
  19. Аудит учета банковских операций
  20. Аудит учета расчетных и кредитных операций
  21. Аудит финансовых вложений
  22. Аудит учета кассовых операций
  23. Аудит учета ОС
  24. Аудит учета нематериальных активов
  25. Аудит учета МПЗ
  26. Аудит учета затрат по фонду оплаты труда
  27. Аудит учета расчетов по ЕСН
  28. Аудит учета затрат на производство
  29. Аудит учета затрат по выпуску продукции, выполнения работ и услуг
  30. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами
  31. Налоговый аудит
  32. Аудит формирования  финансовых результатов,  и распределение прибыли аудируемого лица
  33. Аудит оценочных значений, содержащихся в финансовой отчетности
  34. Завершающая стадия аудиторской проверки